6. АРЕСТ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ПСИХБОЛЬНИЦЕ
В 1978-80 гг. у меня появились новые друзья, с которыми меня связывала общая любовь к редким книгам, которые было трудно достать. Одного из них я уже назвал в предыдущей главе. Это был Александр Францевич Ковалевский.
Другим был Валерий Михайлович Кендель, который был сотрудником Социологической лаборатории ТГУ и аспирантом на кафедре философии ТГУ. У него был допуск в спецхран. Так вот в одно прекрасное время, во второй половине 70-ых годов, он начал выносить из спецхрана библиотеки ТГУ книги и фотографировать их, используя специальный фотоаппарат на штативе, в который вставлялась не обычная плёнка на 36 кадров, а на несколько сотен кадров. Разумеется, в продаже таких не было. Делал он это перед входом в читальный зал, в котором я тогда был завсегдатаем. Однажды я заинтересовался происходящим, подошёл к нему, нашёл с ним общий язык и подружился.А через него я вышел и на человека, который дал ему специальный фотоаппарат. Это был Анатолий Алексеевич Чернышов, Заведующий лабораторией судебной экспертизы УВД Томского облисполкома. Он играл очень важную роль в нашем увлечении редкими книгами, ибо он не только давал Кенделю специальный фотоаппарат, но и сам снимал в лаборатории книги, а потом и проявлял плёнки, для которых требовался специальный фотобачок.
Я, напр., наловчился выписывать книги по Межбиблиотечному обмену из Москвы. Приносил их ему, он их фотографировал, проявлял плёнку и давал её мне для распечатывания. А я делал это уже на обыкновенном фотоувеличителе. В то время в магазинах можно было купить уценённую фотобумагу. Она и использовалась для распечатки книг. Я сделал таким способом довольно много книг. В основном мои книги были на иностранных и мёртвых языках. Среди них были книги Кьеркегора, Ницше, Бл. Августина, Вольтера, Монтескьё, Эриха Фромма, Джона Локка, Новый Завет на древнегреческом и др.Примерно за год до ареста я единственный раз в жизни съездил на курорт по профсоюзной путёвке, в Пятигорск.
Кстати, это интересный факт с точки зрения социальной справедливости, которая якобы обеспечивалась в СССР в том числе и бесплатными путёвками на курорт от профсоюзов. Я начал работать в 1974 году. Но лишь в 1981 году мне удалось 1 раз съездить на курорт по такой путёвке. Причём, не летом, а зимой. Между тем, у меня были проблемы со здоровьем с 1972 года. Это были боли в правом боку, причину которых официальная медицина не могла найти, и я лишь в 2010 году сам нашёл причину после прочтения книги «В котле болезней» Аре Ваерланда и излечился, просто внеся некоторые изменения в своё питание. Я уже упоминал об этом в другой главе.
Пардон, но зачем нужна такая якобы социальная справедливость? Да лучше было бы, если бы адекватно оплачивался труд. Тогда можно было бы и без всякого профсоюза ездить на курорт хоть ежегодно. Именно так и было в царской России, где зарплаты людей были адекватными, причём высоко ценился труд работников интеллектуального труда, напр., учителей. А в СССР такой труд оплачивался ниже, чем труд работников физического труда. Кстати, наверняка распределение таких путёвок было далёким от справедливости. Кто-то мог ездить на курорт каждый год и в самый тёплый сезон, а кто-то очень редко и лишь зимой. Я конечно относился ко второй группе. Люди греховны. Если бы это понимали марксисты, то они могли бы сообразить, что эта система не обеспечит никакой справедливости. Но они этого не понимали и не поняли и до сих пор.
По пути туда и обратно я заехал к своему незаконному отцу — Василию Степановичу Дружинину, который жил в г. Хотьково Московской области. Это была моя первая и вторая встреча с ним. Когда-то он был заведующим Отделением судебно-психиатрической экспертизы Томской психиатрической больницы. Во время своей учёбы в Томском мединституте он жил в пер. Батенькова. А пер. Кононова, где жила мать, выходил в пер. Батенькова. Чтобы сесть в трамвай на площади Батенькова, нужно было проходить мимо дома, в котором жил Дружинин. Это наверно и поспособствовало его знакомству с моей матерью.
В г. Хотьково он был заведующим Отделением по лечению алкоголиков местной психбольницы.
Когда моя мать была беременна мною, она ожидала его прихода. Но он так и не пришёл. Она восприняла это очень трагически и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Спасла её моя бабушка. То есть мать сочла себя обманутой. Между тем, он по пути к ней столкнулся с бандитами, получил серьёзную ножевую рану и попал в больницу. Это помешало ему прийти на обещанную встречу. А моя мать об этом не знала. Так бандиты приложили руки к тому, что я вырос без отца. Я нашёл своего отца через справочную службу и списался с ним, договорившись о встрече. В семье отца меня встретили очень хорошо. К сожалению, общались мы сравнительно недолго, ибо я был у него лишь проездом. О многом я не успел его расспросить.Помню речь зашла о смерти Сталина. Моя мать признавалась мне, что плакала, когда умер Сталин. Мой же отец признался, что он не плакал по этому поводу. Он не назвал причин такого своего поведения. Но оно заставляло задуматься.
На курорте я, кроме назначенных врачом процедур, ещё и сам себе прописал ежедневный бег, руководствуясь книгой «Активное долголетие» А.А. Микулина. Кроме того, я почитывал прихваченную с собой книгу Гегеля «Феноменология духа» в оригинале.
По моим впечатлениям, остальные курортники не столько лечились, сколько занимались приятным времяпровождением, включая любовные утехи. Мне же однажды местные баптисты сделали комплимент, сказав, что я один из немногих, кто не занимается на курорте развратом.
В то время в свободное время я продолжал много читать, в том числе и диссидентскую литературу. Зная на собственном опыте, как в стране расправляются с инакомыслящими, я естественно не верил в клеветнический характер этой литературы. Я также работал над собственным произведением под названием «Читая Маркса и Энгельса или противоречие на противоречии». Работа основывалась на изучении произведений классиков марксизма на языке оригинала — немецком. Основной вывод заключался в том, что марксизм построен на ложной аксиоме о равенстве людей, в которой совершенно упускаются из виду различия в духовных ориентациях людей. В виду чего на самом деле христианское мировоззрение, которое не делает такой ошибки, по сути дела гораздо научнее марксизма. Работа была снабжена доказательной базой в виде ссылок на работы классиков. Поэтому никакой клеветы там не было — это была научно-исследовательская работа. Её я дал почитать 2 друзьям.
Однако, никто не доказал, что это были именно клеветнические произведения. Я это отрицаю до сих пор. Их можно назвать полемическими, спорными, но вовсе не клеветническими. Кстати, от работы Зиновьева, напр., я вовсе не был в восторге, а скопировал её просто, чтобы перечитать ещё раз без спешки. Поэтому само обвинение было клеветническим.
У меня изъяли огромное количество литературы. Копия протокола обыска занимала много страниц. В основном изъяты были фотокопии работ дореволюционных философов, напр., Николая Бердяева, Сергея Булгакова, князя Евгения Трубецкого, Льва Шестого и т. д., а также большое число фотокопий книг на иностранных языках, напр., у меня были почти все труды Ницше в оригинале, т. е. на немецком. Были фотокопии книг Эриха Фромма и других авторов на английском, а Вольтера и Монтескьё — на французском.
Так как я был не склонен признать себя виновным в том, в чём я фактически не был виновен, то меня решили признать невменяемым и отправить на принудительное «лечение» в психиатрическую больницу специального типа (Определение Томского областного суда от 10 августа 1982 г.).
В общей сложности я провёл около 7 месяцев в Следственном изоляторе и около 8 месяцев в Томской психбольнице.
Припоминаю и ещё одного пациента. Это был молодой и довольно красивый парень. Его история попадания на психу была довольно любопытной. Он сидел за довольно мелкое преступление, причём ему оставалось сидеть всего один месяц. Но тут в месте заключения случился бунт, и он принял в нём участие. На мой взгляд, он был какой-то слишком несамостоятельным — я бы сказал даже общаковым. Я потом обсуждал его случай с одним бывалым уголовником. Он мне сказал, что, если бы он отказался тогда участвовать в бунте, сославшись на ожидавшееся скорое освобождение, то зэки восприняли бы это с пониманием. Но он этого не сделал. Неудивительно, что следователям пришла в голову мысль о том, что у него не всё в порядке с головой. И он оказался на принудительном лечении в больнице специального типа. Там он провёл несколько лет и был переведён в обыкновенную психбольницу — Томскую, по месту жительства, где я с ним и познакомился.
Comments
Post a Comment